понедельник, 5 ноября 2018 г.

Искусство балета

Балет (фр. ballet, от лат. ballo — танцую) 

Балет (от ит. ballare - танцевать) принято определять как вид музыкального искусства, содержание которого выражается в хореографических образах.
Основные выразительные средства
– музыка и танец.

Как и опера, он состоит из отдельных сцен, эпизодов и номеров, границы которых определяет музыка. Как и в опере, эти номера имеют программу, определенную либретто (сюжетная основа балета).

В основе балета лежит какой-то сюжет, драматургический замысел, либретто, но бывают и бессюжетные балеты. 

Основными видами танца в балете являются 

классический танец, характерный танец, ритмо-пластический, современный. 

Классический танец – выражает характер героев. 
Характерный танец – создает образ через музыку, костюм, движения. 
Основные формы классического танца:
адажио- медленный, плавный лирический танец;


аллегро- быстрый, блестящий, виртуозный.



Немаловажную роль здесь играет пантомима (движения жесты), с помощью которой актёры передают чувства героев, их «разговор» между собой, суть происходящего. 
В современном балете широко используются также элементы гимнастики и акробатики.

Историческая справка. Балет возник в эпоху Возрождения в Италии в 16 веке. 
Различные празднества, маскарады – способствовали становлению этого жанра.
Во Франции в эпоху абсолютизма расцвел придворный балет. 1661 год – создана Королевская академия танца. Балет в России. Первый балет - 1673 год. Петербуржская балетная школа -1738 год. Рассвет балета в 19-20 веке.

Хореографический язык балета

Advertisements
Вариации – сольные танцы. 

Па-де-де – дуэт главных лиц. 

Кордебалет – массовые танцы. 

Дивертисмент (увеселение) - сюита танцевальных номеров.

Типы балетов


Эпические (лирико-эпические) "Каменный цветок" 
Уральские рассказы, принадлежащие перу Павла Бажова, стали не просто самостоятельными литературными произведениями, а основным сюжетом для различных постановок. В частности, один из рассказов сборника – «Малахитовая шкатулка» — стал основой для балетной постановки «Каменный цветок», ставшей классикой российской балетной школы.


Драматические (эпико-драматические) 
"Спартак"
Либретто Юрия Григоровича по мотивам одноименного романа Раффаэлло Джованьоли
и сюжетам древней истории 
(с использованием сценария Николая Волкова) 




Лирические (лирико-драматические) 

"Лебединое озеро"
Сюжет балета "Лебединое озеро" раскрывает сказочную историю о Царевне (лебеде) по имени Одетта и принце Зигфриде. Каждое представление "Лебединого озера" в Большом театре - это праздник, сопровождаемый бессмертной музыкой Чайковского и великолепной оригинальной хореографией. Красочные костюмы и декорации, безупречность танца солистов и кордебалета создают общую картину высокого искусства. 

Балет – поэма "Бахчисарайский фонтан" 
Балет на музыку Бориса Асафьева в четырех актах. Сценарист (по поэме А. Пушкина) Н. Волков, балетмейстер Р. Захаров, художник В. Ходасевич, дирижер Е. Мравинский.

Премьера состоялась 28 сентября 1934 года в Ленинградском государственном академическом театре оперы и балета.


Балет – сказка  
"Золушка" балет Сергея ПрокофьеваЛибретто Николая Волкова по сюжету по
сюжету одноимённой сказки Шарля ПерроМузыка к балету написана в период 
с 1940 по 1944 годХореография балета имела множество редакций.


Опера - балет "Снежная королева" Раухвергера (1965)
Опера-балет (фр. opera-ballet) — музыкально-театральный жанрсложившийся во Франции на рубеже XVII-XVIII веков и характерный для придворного театра («Королевской академии музыки») этого периодаПодобно тематике "галантных празднеств" во франц. живописи рококо, Опера-балет прежде всего красочны и декоративны. Они состоят обычно из ряда картин (entrees), сюжетно почти не связанных, в которых развитые танцевальные сцены сочетаются с ариями, речитативами, ансамблями и др. оперными формами.

Одноактный балет
Карме́н[1] — балет на сюжет одноимённой новеллы Проспера Мериме, впервые поставленный ещё в 1845 году под названием «Кармен и тореадор» (фр. «Carmen et son toréro») балетмейстером Мариусом Петипа в «Театро дель сирко» в Мадриде. Но после появления на свет музыки Жоржа Бизе в 1875 году, отказаться от неё было невозможно, и все последующие спектакли ставились именно на его музыку к опере «Кармен».




Комментариев нет:

Отправить комментарий