Искусство танца - урок по искусству в 9 классе, по программе Г. И. Даниловой.
Искусство балета - урок по искусству в 9 классе, по программе Г. И. Даниловой.
Искусство кинематографа- урок по искусству в 9 классе, по программе Г. И. Даниловой.
Эстрадные виды искусства - урок по искусству в 9 классе, по программе Г. И. Даниловой.
Искусство кинематографа- урок по искусству в 9 классе, по программе Г. И. Даниловой.
Эстрадные виды искусства - урок по искусству в 9 классе, по программе Г. И. Даниловой.
Как смотреть и оценивать театральный спектакль (кинофильм).
Рецензия на спектакль в театре Театральная рецензия – один из популярных жанров театральной критики. Ее цель — оценка спектакля (а не пьесы). Для работы над этой критической статьей необходимо проанализировать постановку, понять творческий замысел режиссера, концепцию постановщика, которая воплощается на сцене через различные средства театрализации: оформление сцены, свет, музыку, актерскую игру, мизансцены.
Рецензия на спектакль дает объективную оценку постановке. Зритель при этом исследует художественный текст произведения, средства выражения авторской позиции (проблематику, конфликт, сюжет, композицию, систему персонажей и т. д.). Рецензия на спектакль основана на глубоком и аргументированном анализе, качество которого зависит от теоретической и профессиональной подготовки рецензента. В процессе написания рецензии нужно правильно использовать театральную терминологию.
Этапы создания рецензии Процесс создания рецензии проходит в несколько этапов: Подготовительная работа (чтение пьесы, по которой поставлен спектакль, изучение прежних постановок по ней, исследование творческого пути режиссера, места данного спектакля в репертуаре театра). Просмотр спектакля. Анализ постановки (включая содержание, форму, образы, режиссерские находки, новизну интерпретации). Непосредственное написание критической статьи.
Структура рецензии Для того чтобы дать полную оценку постановке, нужно знать, как писать рецензию на спектакль. Это критическое суждение имеет свою структуру:
І. Вступление: обоснование необходимости рецензирования данного спектакля (новая постановка режиссера, полемика вокруг творчества автора, актуальность проблматики произведения и т. д.).
ІІ. Основная часть: истолкование и оценка идейно-художественного своеобразия постановки.
IIІ. Выводы о художественных достоинствах исследуемой постановки и его значимости для театральной и общественной жизни.
Для того чтобы дать полную критическую оценку постановке, необходимо взять за основу план рецензии на спектакль. Наличие пунктов и их поочередность в изложении определяется автором.
1. Название спектакля, режиссер, театр (основные сведения), дата постановки.
2. Данные об авторе пьесы, режиссере-постановщике.
3. Сюжетная линия произведения, главные эпизоды (следует аргументировать выбор). 4. Творческий замысел автора и его реализация (авторские: тема, идея, проблематика; особенности и отличие режиссерского замысла от текста пьесы).
5. Жанровые особенности постановки, композиция спектакля.
6. Оценка актерской игры.
7. Основные проблемы, поднимаемые автором, их актуальность.
8. Особенности режиссерской интерпретации текста (неожиданное использование средств театрализации, особенности сценографии, музыкального сопровождения, спецэффектов...).
9. Общее впечатление рецензента о спектакле (насколько постановке присуща новизна режиссерской интерпретации, оправдались ли ваши ожидания относительно увиденного).
Если у вас возникли трудности в работе, не отчаивайтесь. Воспользуйтесь материалами о том, как писать рецензию на спектакль (пример ее составления приведен в данной статье), и вы существенно улучшите свои умения рецензента.
До того как написать рецензию на спектакль, изучите материал (пьесу), который служит основой постановки для того, чтобы во время просмотра вы не следили за сюжетом, а оценивали интерпретацию режиссера-постановщика.
Посмотрите спектакль сами.
Во время спектакля делайте записи в блокнот, чтобы при написании рецензии у вас было достаточно материала для критики.
Пишите рецензию хотя бы через день после просмотра спектакля.
Это позволит вам объективно подойти к оценке постановки.
В случае, если спектакль вам лично не понравился, умейте находить хорошие моменты в просмотренном и интересные режиссерские находки.
Если вы пишете рецензию на постановку по пьесе драматурга-классика, укажите на новизну видения произведения данным режиссером в отличие от других.
Не забывайте, что спектакль — это работа целой постановочной группы (режиссера-постановщика, художника по свету, композитора,..), поэтому уделите внимание всем составляющим спектакля.
Обязательно приводите аргументы.
Помните, что любая рецензия на спектакль — пример грамотного и логического изложения материала, поэтому следите за стилем, структурой статьи и отсутствием грамматических ошибок.
1. Употребление фраз субъективной оценки: “нравится” - “не нравится”, "впечатлил меня", “порадовал актер”...
2. Пересказ сюжета вместо анализа спектакля.
3. Акцент на деталях, которые не несут особой смысловой нагрузки. Неграмотное использование терминов.
В 1878 г. А. Н. Островский написал одну из своих известнейших пьес — «Бесприданницу». Через некоторое время она была признана лучшим произведением драматурга.
Первое сценическое воплощение пьесы состоялось на сцене Малого театра, но оно не произвело должного впечатления. С годами постановка становилась все популярнее, и по сей день она горячо любима зрителями. Секрет неугасимого интереса кроется, скорее всего, в актуальности проблем, поднимаемых в драматургическом материале.
Недавно я побывал на постановке «Бесприданницы» в Драматическом театре. Я окунулся в мир великолепного единства режиссерского замысла, мастерства актеров и захватывающей атмосферы спектакля. Находясь в зале, я чувствовал себя действующим лицом.
Особенно меня впечатлила игра актрисы М. Магдалининой (роль Ларисы). Ей мастерски удалось создать образ мягкой и искренней, чувственной и романтичной героини. В ее движениях сочетались легкость и уверенность, а кружения по сцене очень удачно передавали характер Ларисы. Целостности создания образа способствовал прекрасный мелодичный голос актрисы. Я считаю, что она сыграла свою роль просто блестяще.
Порадовал своим мастерством заслуженный артист России Валерий Потанин (роль Карандышева). Его герой предстал перед зрителями недовольным и ворчливым. Создавалось впечатление, что он может "взорваться" в любую минуту. Прослеживалась постоянная нетерпимость, а иногда даже ненависть к Паратову. Зато в моменты унижения другими героями Карандышева невольно становилось жаль. Образ, переданный Валерием Потаниным в спектакле, отличается от моего представления Карандышева. В моем воображении это был спокойный солидный мужчина, который реагировал резко только в случаях несправедливости и обиды.
Роль Кнурова сыграл, на мой взгляд, очень удачно, заслуженный артист России А. Гладнев. Его герой производит впечатление рассудительного человека. Его движения — продуманы, безукоризненны, четки. Лишь иногда просматривается в образе задумчивость, которая создает впечатление человека-мудреца, повидавшего немало на своем жизненном пути.
С. Карпов сыграл в спектакле Паратова. Ему удалось передать рациональность, спокойствие и страсть в общении с Ларисой. Единственное, что хотелось бы отметить: типаж актера не совсем соответствовал внешностью моему представлению о герое.
На протяжении всего спектакля веселил публику замечательный актер Владимир Зайцев, игравший Робинзона. Образ, созданный актером, был удивительно весел и жизнерадостен. Благодаря игре этого актера режиссеру удалось провести через весь спектакль мотив доброты и оптимизма. Следует отметить, что подбор актеров бы осуществлен очень удачно, их типажи, а также вокальные данные способствовали созданию удивительных и привлекательных образов спектакля. Заслуживает внимания работа костюмера и гримера спектакля: вся бутафория, костюмы, грим, парики были созданы и подобраны со знанием дела. Декорации полностью соответствовали идейному содержанию спектакля. То, что они не менялись в процессе постановки, тоже имело идейно-смысловую нагрузку. Но, на мой взгляд, недостаточно продуманной была световая партитура спектакля. В данном случае акцент был сделан на задние прожектора, а это, в свою очередь, искажало видение зрителями сцены и негативно сказывалось на игре актеров. В целом впечатление от постановки хорошее. Синтез профессионализма режиссера-постановщика и мастерства актеров способствовал тому, что давно известная пьеса заиграла в моем сознании новыми красками. В этом, на мой взгляд, и заключается одна из задач театра: привлекать внимание общественности к проблемам, которые актуальны всегда, и содействовать тому, чтобы зритель посредством переживания становился чище и мудрее. Надеюсь, что и последующие постановки этого режиссера также произведут на меня неизгладимое впечатление.
Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/373771/kak-napisat-retsenziyu-na-spektakl-obrazets
Рецензия на спектакль дает объективную оценку постановке. Зритель при этом исследует художественный текст произведения, средства выражения авторской позиции (проблематику, конфликт, сюжет, композицию, систему персонажей и т. д.). Рецензия на спектакль основана на глубоком и аргументированном анализе, качество которого зависит от теоретической и профессиональной подготовки рецензента. В процессе написания рецензии нужно правильно использовать театральную терминологию.
Этапы создания рецензии Процесс создания рецензии проходит в несколько этапов: Подготовительная работа (чтение пьесы, по которой поставлен спектакль, изучение прежних постановок по ней, исследование творческого пути режиссера, места данного спектакля в репертуаре театра). Просмотр спектакля. Анализ постановки (включая содержание, форму, образы, режиссерские находки, новизну интерпретации). Непосредственное написание критической статьи.
Структура рецензии Для того чтобы дать полную оценку постановке, нужно знать, как писать рецензию на спектакль. Это критическое суждение имеет свою структуру:
І. Вступление: обоснование необходимости рецензирования данного спектакля (новая постановка режиссера, полемика вокруг творчества автора, актуальность проблматики произведения и т. д.).
ІІ. Основная часть: истолкование и оценка идейно-художественного своеобразия постановки.
IIІ. Выводы о художественных достоинствах исследуемой постановки и его значимости для театральной и общественной жизни.
План рецензии (примерный)
1. Название спектакля, режиссер, театр (основные сведения), дата постановки.
2. Данные об авторе пьесы, режиссере-постановщике.
3. Сюжетная линия произведения, главные эпизоды (следует аргументировать выбор). 4. Творческий замысел автора и его реализация (авторские: тема, идея, проблематика; особенности и отличие режиссерского замысла от текста пьесы).
5. Жанровые особенности постановки, композиция спектакля.
6. Оценка актерской игры.
7. Основные проблемы, поднимаемые автором, их актуальность.
8. Особенности режиссерской интерпретации текста (неожиданное использование средств театрализации, особенности сценографии, музыкального сопровождения, спецэффектов...).
9. Общее впечатление рецензента о спектакле (насколько постановке присуща новизна режиссерской интерпретации, оправдались ли ваши ожидания относительно увиденного).
Если у вас возникли трудности в работе, не отчаивайтесь. Воспользуйтесь материалами о том, как писать рецензию на спектакль (пример ее составления приведен в данной статье), и вы существенно улучшите свои умения рецензента.
Советы по написанию рецензии:
Посмотрите спектакль сами.
Во время спектакля делайте записи в блокнот, чтобы при написании рецензии у вас было достаточно материала для критики.
Пишите рецензию хотя бы через день после просмотра спектакля.
Это позволит вам объективно подойти к оценке постановки.
В случае, если спектакль вам лично не понравился, умейте находить хорошие моменты в просмотренном и интересные режиссерские находки.
Если вы пишете рецензию на постановку по пьесе драматурга-классика, укажите на новизну видения произведения данным режиссером в отличие от других.
Не забывайте, что спектакль — это работа целой постановочной группы (режиссера-постановщика, художника по свету, композитора,..), поэтому уделите внимание всем составляющим спектакля.
Обязательно приводите аргументы.
Помните, что любая рецензия на спектакль — пример грамотного и логического изложения материала, поэтому следите за стилем, структурой статьи и отсутствием грамматических ошибок.
Основные ошибки написания театральной рецензии.
1. Употребление фраз субъективной оценки: “нравится” - “не нравится”, "впечатлил меня", “порадовал актер”...
2. Пересказ сюжета вместо анализа спектакля.
3. Акцент на деталях, которые не несут особой смысловой нагрузки. Неграмотное использование терминов.
Образец рецензии на спектакль.
В 1878 г. А. Н. Островский написал одну из своих известнейших пьес — «Бесприданницу». Через некоторое время она была признана лучшим произведением драматурга.
Первое сценическое воплощение пьесы состоялось на сцене Малого театра, но оно не произвело должного впечатления. С годами постановка становилась все популярнее, и по сей день она горячо любима зрителями. Секрет неугасимого интереса кроется, скорее всего, в актуальности проблем, поднимаемых в драматургическом материале.
Недавно я побывал на постановке «Бесприданницы» в Драматическом театре. Я окунулся в мир великолепного единства режиссерского замысла, мастерства актеров и захватывающей атмосферы спектакля. Находясь в зале, я чувствовал себя действующим лицом.
Особенно меня впечатлила игра актрисы М. Магдалининой (роль Ларисы). Ей мастерски удалось создать образ мягкой и искренней, чувственной и романтичной героини. В ее движениях сочетались легкость и уверенность, а кружения по сцене очень удачно передавали характер Ларисы. Целостности создания образа способствовал прекрасный мелодичный голос актрисы. Я считаю, что она сыграла свою роль просто блестяще.
Порадовал своим мастерством заслуженный артист России Валерий Потанин (роль Карандышева). Его герой предстал перед зрителями недовольным и ворчливым. Создавалось впечатление, что он может "взорваться" в любую минуту. Прослеживалась постоянная нетерпимость, а иногда даже ненависть к Паратову. Зато в моменты унижения другими героями Карандышева невольно становилось жаль. Образ, переданный Валерием Потаниным в спектакле, отличается от моего представления Карандышева. В моем воображении это был спокойный солидный мужчина, который реагировал резко только в случаях несправедливости и обиды.
Роль Кнурова сыграл, на мой взгляд, очень удачно, заслуженный артист России А. Гладнев. Его герой производит впечатление рассудительного человека. Его движения — продуманы, безукоризненны, четки. Лишь иногда просматривается в образе задумчивость, которая создает впечатление человека-мудреца, повидавшего немало на своем жизненном пути.
С. Карпов сыграл в спектакле Паратова. Ему удалось передать рациональность, спокойствие и страсть в общении с Ларисой. Единственное, что хотелось бы отметить: типаж актера не совсем соответствовал внешностью моему представлению о герое.
На протяжении всего спектакля веселил публику замечательный актер Владимир Зайцев, игравший Робинзона. Образ, созданный актером, был удивительно весел и жизнерадостен. Благодаря игре этого актера режиссеру удалось провести через весь спектакль мотив доброты и оптимизма. Следует отметить, что подбор актеров бы осуществлен очень удачно, их типажи, а также вокальные данные способствовали созданию удивительных и привлекательных образов спектакля. Заслуживает внимания работа костюмера и гримера спектакля: вся бутафория, костюмы, грим, парики были созданы и подобраны со знанием дела. Декорации полностью соответствовали идейному содержанию спектакля. То, что они не менялись в процессе постановки, тоже имело идейно-смысловую нагрузку. Но, на мой взгляд, недостаточно продуманной была световая партитура спектакля. В данном случае акцент был сделан на задние прожектора, а это, в свою очередь, искажало видение зрителями сцены и негативно сказывалось на игре актеров. В целом впечатление от постановки хорошее. Синтез профессионализма режиссера-постановщика и мастерства актеров способствовал тому, что давно известная пьеса заиграла в моем сознании новыми красками. В этом, на мой взгляд, и заключается одна из задач театра: привлекать внимание общественности к проблемам, которые актуальны всегда, и содействовать тому, чтобы зритель посредством переживания становился чище и мудрее. Надеюсь, что и последующие постановки этого режиссера также произведут на меня неизгладимое впечатление.
Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/373771/kak-napisat-retsenziyu-na-spektakl-obrazets
Лучшие сцены «Ревизора»
Одна из лучших сцен спектакля — первая встреча Городничего с Хлестаковым в гостиничном номере. Тут предельно острые, заданные режиссером внешние и внутренние рисунки ролей К. Лаврова, О. Басилашвили (Хлестакова), Г. Богачева (Осип) и Г. Штиля сливаются в единую, очень злую, смешную партитуру опять того же взаимного страха. При этом режиссер идет на смелый эксперимент, вокруг которого, правда, было немало споров. Он как бы материализует идею страха молчаливой фигурой Некто, появляющегося в самые кульминационные моменты спектакля.
В сцене встречи Городничего и Хлестакова в трактире много режиссерских интересных находок, не предусмотренных ни текстами ролей, ни ремарками: дрожащий Добчинский под столом, голодный Осип, доливающий в остатки переданного барином супа воду из графина, ненаевшийся Хлестаков, собирающий со стола крошки и бережно отправляющий их в рот, попытки Ивана Александровича и его слуги забаррикадировать дверь номера от вторжения представителей власти, ловля Хлестаковым клопа и демонстрация его Городничему, рыданья Ивана Александровича по поводу перспективы сесть в тюрьму за долги трактирщику…
Режиссерская фантазия убедительно дополняет окончание второго акта — после осмотра Хлестаковым «богоугодных заведений». Изрядно нагрузившегося «ревизора» чиновники бережно несут в оричку и укладывают на свои колени. При этом каждый смотрит на него влюбленно и бережно поддерживает какую-то отвоеванную часть его тела. Под гитарный аккомпанемент Доб-чинского чиновники поют сентиментальный романсик, но поют потихонечку, чтобы не заглушить мощный храп Ивана Александровича. На ухабах тот просыпается, начинает подпевать и, перевернувшись в другую сторону, удобно примостившись на коленях, снова засыпает. Рядом с коляской, многозначительно печатая шаг, «шествует» Держиморда (Л. Неведомский), а следом, выбиваясь из сил, понукаемый тайным тщеславием, «бежит» кругленький Бобчинский. Выразительнейший эпизод, регулярно награждаемый аплодисментами зрителей. Вспоминается суждение литературного и театрального критика Г. Кожуховой: «И в этом неожиданном для «Ревизора» сочетании сатиры с лирикой, и в нем он, Николай Васильевич Гоголь, художник, в ком отделить сатирика от поэта, фантаста от бытописца так же невозможно, как в хлебе отделить муку от воды и дрожжей».
Оригинально поставлена режиссером картина дачи чиновниками взяток Хлестакову, который становится для них вроде бы ирреальным олицетворением страха и который, в свою очередь, точно угадывает темпо-ритм каждого и умело пристраивается к нему. Судья Ляпкин-Тяпкин (В. Медведев), сунув деньги, уходит от него… на коленях, Хлопов с окончательного перепугу поначалу берет у Хлестакова сразу пяток сигар, а потом пытается уйти из комнаты… через окно. Земляника (В. Кузнецов) вручает деньги в папке с доносом на чиновников… Ничего этого в комедии нет, но все закономерно вытекает из сути обрисованных Н. В. Гоголем характеров и ситуаций. Это и есть творческое прочтение, обогащение классики при верности ее духу!
Знаменитая немая сцена. В голосе «от автора» дрожит сострадание. «На зеркало неча пенять, коли рожа крива… Ха-ха-ха!» — смех переходит в захлебывающийся скорбный клекот.
«Ревизор» в постановке Г. Товстоногова убедительно характеризует особенность гоголевского «смеха сквозь слезы». Рецензент «Ленинградской правды» К. Клюевская писала о спектакле: «Развертывается страшная картина разложения общества. Отсутствие идеалов. Полная девальвация истинных ценностей. Подмена целей желаниями. Взаимное недоверие. Ощущение неминуемой катастрофы». Такой «Ревизор» помогает нам бороться со всем тем, что основательно мешает работать и жить! Спектакль пробуждает, если вспомнить М. Е. Салтыкова-Щедрина, «сознательное отношение к действительности», что имеет прямое отношение и к нынешнему вступающему в жизнь поколению советских людей. Таким образом режиссер достиг своей основной цели: поставил классическую комедию не только оригинально, но и злободневно, о чем не может не мечтать любой театр!
«Наш класс» в Театре им. Вахтангова
Пьеса Тадеуша Слободзянека основана на документальных материалах, собранных в книге Яна Томаша Гросса «Соседи». В центре внимания — маленький польский городок Едвабн, 1920-е годы, дружный школьный класс; евреи и поляки подрастают и дурачатся, пока не задумываясь толком, кто из них поляк, а кто еврей. Все меняется с началом войны: начинается ужасающая мясорубка, в которой люди забивают камнями и сжигают заживо своих друзей детства. И это только начало пьесы, действие которой охватывает и будущее одноклассников, и доходит до наших дней. Режиссер Наталья Ковалева поставила с недавними выпускниками Щукинского училища очень подробный, мощный и деликатный спектакль о всепобеждающих механизмах истории, в которой всех жалко и которая касается каждого.
План написании рецензии
-
- 2. Кто является автором литературного сценария?
- 3. Кто является постановщиком (режиссером) спектакля или фильма? Как прочитывается в спектакле режиссерский язык, узнаваем ли он?
- 4. Сравните режиссерский замысел с литературным произведением.
5. Отметьте характерные особенности игры актеров. Видели ли вы этого актера в других постановках (одинакова его игра или виртуозна)?
- 6. Что можно сказать о декорации спектакля и костюмах актеров?
- 7. Какой характер носит музыкальное оформление спектакля?
- 8. Знакомы ли вам критические оценки данного фильма или спектакля?
- 9. Каково ваше личное мнение о фильме или спектакле?
Изобразительные искусства в семье муз
Что такое искусство? Это творческое отражение действительности посредством художественных образов. Как многообразен реальный мир, так многочисленны и виды искусства. Каждый вид деятельности обладает художественной формой отображения и различными способами перевоплощения жизни в него: в литературе это слово, в музыке - звук, колорит и пластика в изобразительных видах, движение в хореографии и т.д.
Соотнесите виды искусства и
изображения:
1.
Мультипликация
2.
Кино
3.
Архитектура
4.
Живопись
|
5.
Музыка
6.
Балет
7.
Цирк
8.
Театр
|
Б В А
Искусство (от старославянского искоусити) — это художественное творчество в целом. Основными видами искусства являются: архитектура, декоративно-прикладное искусство, живопись, литература, музыка, кино, фотография, танец, театр и др.
Пластические искусства (иначе называемые пространственными) — те виды искусства, произведения которых существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь.
Пластические искусства
изобразительные неизобразительные
живопись, архитектура (конструктивное)
скульптура, художественное конструирование (дизайн)
графика,
монументальное искусство,
декоративно-прикладное,
фотоискусство
Границы между изобразительными и неизобразительными искусствами достаточно условны, поскольку в одном из них могут использоваться образы и приемы другого.
Изобразительное искусство многолико и многообразно. До XIX века тремя главными видами искусств считались архитектура (зодчество), скульптура (ваяние) и живопись. А к концу XIX века из служебного и вспомогательного превратился в отдельный и совершенно самостоятельный еще один вид искусства — графика (рисунок, гравюра, литография).
Графика — это понятие включает очень широкий и многообразный круг деятельности художников. С графикой, в отличие от живописи, мы встречаемся везде и всюду. Иллюстрации в книге, зарисовки и карикатуры в газете, плакаты на улице — все это произведения художников-графиков.
Скульптура ~ это искусство, которое без колебаний можно назвать изобразительным: она действительно изображает людей, животных, различные предметы. Есть у нее нечто общее с архитектурой: ее главное выразительное средство — объемная форма, и она также делается из твердых и долговечных материалов — дерева, камня, металла.
Живопись — наиболее богатый и полнокровный вид изобразительного искусства, обладающий широкими и разнообразными средствами выражения. В этой необъятной области искусства художники очень часто избирают какие-то свои любимые мотивы и темы. Один любит писать портреты, другой увлечен пейзажами, третий — изображением исторических, военных или бытовых сцен. Такая специализация изобразительного искусства называется делением на жанры.
К неизобразительным видам пластического искусства относится декоративное искусство.
Декоративным искусством называют создание практически полезных вещей, обладающих эстетическими качествами, радующих наш глаз своей красотой. Это искусство по своей природе сродни архитектуре: в нем сплавляются польза и красота. Декоративное искусство особенно тесно связано с народным творчеством. К произведениям такого искусства относятся мебель, ковры, посуда, другие предметы домашнего обихода, игрушки.
Тест по разделу ДПИ
Роспись художественная — вид монументально-декоративного и декоративно-прикладного искусства, в котором изображения на поверхность наносятся кистью или другим заменяющим ее инструментом.
Росписью называют композиции на поверхности стены, потолка, свода; в декоративно-прикладном искусстве — на поверхности художественных изделий.
Архитектура всегда была главнейшим из пластических искусств. Архитектура — это особый вид человеческой деятельности, где сплетены воедино техника и искусство, польза и красота.
Она с наибольшей силой выражала идеи эпохи и определяла стиль других изобразительных искусств своего времени — скульптуры и живописи. Это и самое долговечное искусство: египетские пирамиды или древние храмы американских индейцев дошли до нас, простояв многие тысячелетия.
В то же время нам зачастую трудно воспринимать архитектуру как искусство. Во-первых, очень многое ее отличает от скульптур и картин — она ничего не изображает и ничего не воспроизводит. Во- вторых, с архитектурой мы общаемся ежедневно и ежечасно — живем, учимся и работаем в архитектурных сооружениях.
У каждой постройки, у каждого сооружения, созданного одаренным архитектором, есть свое лицо, в него вложено особое настроение.
Архитектура может быть суровой и даже мрачной, величественной и спокойной, тревожной и напряженной, патетической и радостной.
Дизайн — это искусство художественного проектирования, превращения машин просто полезных в машины и полезные и красивые. Внешняя красота, подчеркивающая технические достоинства и назначение предмета, достигается совместным трудом инженера- конструктора и художника-дизайнера. Дизайн — это художественно-проектное творчество, способствующее эстетическому формированию предметно-пространственной среды человека.
Творческая мастерская Сравните работы О.Домье и Ф.Милле «Буря» и «Сломанное дерево»
Опорные слова: живопись, графика, мазок, штрих, пятно, цвет, линия, характер, настроение, композиция.
Художник в кино
Художник в кино
Особенности профессии
Художник-постановщик – участник творческой группы, работающей над фильмом. По существу, он переводит сценарий (литературную основу фильма) в изобразительный ряд. Он разрабатывает эскизы, чертежи декораций, мебели, подбирает реквизит, помогает при составлении сметы, в выборе мест для натурных съёмок, в изготовлении декораций. Когда фильм снят, участвует в отборе дублей, в создании графического оформления фильма (титры, заставка и пр.).
Разница между кино и театром состоит в том, что в театре вы смотрите, а в кино вам показывают. Поэтому декорация в кино нужна для того, чтобы снимать в ней, а не чтобы снимать ее. Это одна из самых важных вещей, которые я понял, когда начал работать на съемочной площадке. Еще до того как художник-постановщик приступит к работе, он должен иметь представление, как будет снята декорация и как потом эти кадры будут смонтированы.
Хрестоматийный пример: художнику-постановщику попал в руки сценарий, он увидел в нем слова про огромную пышную дворцовую залу и приступил к строительству декорации - огромное помещение, колонны, идеальная имитация мрамора. Прошли съемки, он посмотрел отснятый материал и начал ходить по студии и жаловаться на режиссера с оператором: я, мол, выстроил такую красоту, а они там сняли что-то в темном углу. А на самом деле он просто сценарий невнимательно читал: вся сцена состояла в том, что в дальнем конце полутемной залы сидела героиня и писала при свете свечи письмо. К ней подсаживался герой, участливо брал за руку, она отпихивала его и уходила прочь неслышными шагами. Спрашивается, зачем же было городить огромную декорацию? Это тот самый случай, когда человек во время работы кует свое маленькое счастье, как те художницы по костюмам.
Первая рок-опера. В качестве первой советской рок-оперы мировую известность получила «Юнона и Авось». Первые исполнители были ВИА "Поющие гитары". Алексей Рыбников композитор оперы, отмечал, что «Поющие гитары» более точно воплотили идею создателей, сохранив авторский жанр оперы-мистерии. Премьера спектакля состоялась 9 июля 1981 года, и с тех пор, уже более 35 лет, он не сходит со сцены «Ленкома».
В «Ленкоме» (Московский государственный театр и́мени Ленинского комсомола) за тридцать с лишним лет спектакль выдержал более тысячи представлений и до сих пор идёт с неизменным аншлагом.
Сюжет спектакля «Юнона» и «Авось» — два парусных корабля, на которых в 1806 году экспедиция во главе с графом Николаем Резановым, управляющим Российско-американской компании, отправилась в далёкую Калифорнию для налаживания торговых связей между компанией и испанскими колонистами.По прибытии в Калифорнию, на балу, Резанов знакомится с дочерью испанского губернатора Сан-Франциско — Кончитой. Их взаимное влечение вызывает ревность и законное негодование жениха Кончиты, сеньора Фернандо. Резанов обольщает Кончиту. Фернандо вызывает его на дуэль, и скандал, вызванный неблаговидным поступком графа, вынуждает его покинуть Калифорнию. Кончита тайно совершает помолвку с Резановым, а на обратном пути в Петербург он умирает в Красноярске от простуды. Как сообщают зрителям Сочинители, Кончита ждала Резанова тридцать пять лет. Узнав о его смерти, она постриглась в монахини.
- Граф Николай Резанов, действительный камергер — Николай Караченцов играл эту роль в спектакле в 1981—2005 гг.),
- с 2005 года и по настоящее время — Дмитрий Певцов,
- с 2006 года по 2016 год — Виктор Раков, с 2014 года и по настоящее время — Семён Шкаликов.
- Кончита (исп. Conchita) — Елена Шанина (в 1-й т/в, а также играла эту роль в спектакле в 1981—1990 гг.), Анна Большова (во 2-й т/в, а также играла эту роль в спектакле в 1999—2005 гг.), а также Алёна Хмельницкая (играла в спектакле в 1990—1994 гг.), Инна Пиварс (играла в спектакле в 1990—1999 гг.), Алла Юганова(играла в спектакле с 2005 года по 2016 год), Александра Волкова, Анна Зайкова.
Создатели спектакля
- Художник— Олег Шейнцис
- Хореограф — Владимир Васильев
- Художник по костюмам — Валентина Комолова
- Художник по свету
Содружество литературы, театра и кино.
Александр Сергеевич Пушкин работал над этим романом свыше семи лет[1]. Роман был, по словам поэта, «плодом ума холодных наблюдений и сердца горестных замет».
Светская история романа полюбилась читателям, Сюжет стал восстребован в театральном и киноискусстве.
Один из сюжетов романа "Евгений Онегин" - Письмо Татьяны к Онегину (3. XXXI). Рассмортрим, как представлен данный эпизод в киноискусстве, в оперной и театральной постановке.
Цесаревич Николай Александрович и Елизавета Фёдоровна в роли Онегина и Татьяны в дворцовой постановке «Евгения Онегина», 1890-е гг.
Россия начала XIX века. Дворянская усадьба Лариных. В гости к сестрам Ольге и Татьяне и их матери приезжает сосед Владимир Ленский, которого принимают как жениха Ольги. Он знакомит Лариных со своим приятелем, скучающим в глуши петербуржцем — Евгением Онегиным. Татьяна пылко увлекается гостем.
Она эмоционально переживает новые чувства. Не в силах сдержаться, она пишет Онегину письмо с признанием в любви.
- Год: 1999. Жанр: драма, мелодрама. Категория: фильм. Страна: Великобритания, США. Режиссер: Марта Файнс. Продюсер: Саймон Босанкет, Айлин Майсел, Рэйф Файнс. Сценарист: Питер Эттедги, Майкл Игнатьефф, Александр Пушкин. Премьера. Мир: 18 сентября 1999. Время: 106 мин.
Опера написана на сюжет пушкинского «Евгения Онегина». Созданию оперы предшествовали длительные поиски оперного сюжета. В письме к композитору С. И. Танееву Чайковский писал: «Я ищу интимную, но сильную драму, основанную на конфликте положений, мною испытанных или виденных, могущих задеть меня за живое»[2]. Сюжет был подсказан почти случайно певицей Е. А. Лавровской в мае 1877. В письме к брату М. И. Чайковскому композитор подробно описывает этот эпизод:
Опера состоит из семи картин. Действие происходит в деревне и в Петербурге в 20-х годах XIX столетия.
Картина вторая. Комната Татьяны, поздний вечер. Девушка во власти тревожных дум. Она не может уснуть и просит няню рассказать о своей молодости. Татьяна едва слушает: её мысли поглощены Онегиным. Охваченная новым неведомым ей чувством, она пишет Онегину письмо, признаваясь в любви. В нём она видит своего избранника… Светает. Няня по просьбе Татьяны посылает внука с письмом к Онегину.
«Евгений Онегин» — советский полнометражный цветной художественный фильм-опера, поставленный на Киностудии «Ленфильм» в 1958 году режиссёром Романом Тихомировым по одноимённой опере Петра Ильича Чайковского, созданной по роману в стихах А. С. Пушкина. Музыка оперы сокращена до продолжительности 108 минут. Главные сольные партии исполняют звезды Большого театра — Галина Вишневская, Лариса Авдеева и Евгений Кибкало.
ДМИТРИЙ ШОСТАКОВИЧ И ЕГО МУЗЫКА ДЛЯ КИНО
Учебный фильм
С появлением советского звукового кино Шостакович становится его постоянным автором. «На своем опыте я убедился, что работа в кино—огромное поле деятельности для композитора»,—писал он впоследствии За свою творческую жизнь Шостакович создал музыку к тридцати четырем фильмам. Главным образом его привлекали сценарии, связанные с историко-революционной темой, с жизнью советского общества в переломные моменты его развития, экранизации произведений классики. Фильмы с музыкой Шостаковича—«Встречный» (1932), кинотрилогия о Максиме (1935— 1939), «Человек с ружьем» (1938), «Молодая гвардия» (1948), «Гамлет» (1964), «Король Лир» (1971) и многие другие — вошли в классический фонд советского кино, завоевали широкое признание.
В работе с разными режиссерами и в разных жанрах у Шостаковича формировалась его «идея киномузыки», изложенная им в целом ряде статей и выступлений. Размышляя о месте музыки в фильме и ее задачах, композитор, в частности, писал: «Музыка [в кино] является очень сильным средством эмоционального воздействия, поэтому она не может быть сведена только к иллюстративной». «Органическое сочетание слова и звука, звука и действия, возможность использовать новые, интересные оркестровые комбинации—все это ставит перед киномузыкой те задачи, которые давно и успешно решаются в „общей музыке": в музыкальной драме, в опере, в симфонии. <.> главное в киномузыке—органическое участие в самом действии киноспектакля. В киноспектакле к музыке можно и должно предъявлять такие же требования, как к сценарию, к актерской игре, к режиссуре».
|
Мало кому известно о том, что Дмитрий Шостакович был первым серьезным композитором, кто пришел в советское звуковое кино («Юность Максима», «Возвращение Максима», «Выборгская сторона», ставшие классикой советского кинематографа, и так далее). У Дмитрия Шостаковича было свое мироощущение, которое трудно назвать радостным. Это было скорее трагическое мироощущение с сильным элементом сарказма. Он честно пытается быть оптимистичным и радостным.
«Встречный» 1932 г., где звучит ставшая очень популярной «Песня о встречном».
Шостакович остро переживал происходящее, что тоже не могло не отразиться на самой музыке. Тем не менее ответственность перед своим делом, стремление к правде передачи замысла, эмоций — все это рождало свои шедевры. Удивительно романтическая, при этом сдержанная, очень «внутренняя», глубокая музыка —«Романс» из кинофильма «Овод».
Ара́м Ильи́ч Хачатуря́н (Хачатря́н) (арм. Արամ Եղիայի Խաչատրյան, 24 мая (6 июня) 1903, Коджори, Тифлисская губерния, Российская Империя[1] — 1 мая 1978, Москва, СССР, похоронен в Ереване)[2] — советский композитор, дирижёр, музыкально-общественный деятель, педагог.
Дмитрий Борисович Кабалевский
Музыку для театра и кино Д. Кабалевский начал писать еще в 30-е гг. Первым театром, с которым он сотрудничал был детский театр под руководством Н. Сац.Начало работы Кабалевского в кино так же относится к началу 30-х гг. — «Петербургская ночь» по Ф.Достоевскому, 1933 г., «Щорс» 1937 г., «Аэроград», 1935 г., "Антон Иванович сердится" 1940 г.
Петя и волк
Антон Иванович Сердится, 1941 год.
Жанр. Лирическая музыкальная комедия, насыщенная недоразумениями, любовными перипетиями и смешными коллизиями.
Предвоенный весенний Ленинград. Профессор Ленинградской консерватории Антон Иванович Воронов почитал Баха и Генделя, но презирал легкую музыку. А его дочь Сима, талантливая певица, втайне от отца готовилась к дебюту в оперетте..
Тема урока по искусству Г.И. Данилова 9 класс "Как смотреть и оценивать театральный спектакль (кинофильм)." одна из сложных для девятиклассников. Данный материал помогает познакомить учащихся с правилами написания рецензии на спектакль и выполнить практическую работу по созданию собственной рецензии на просмотренный фильм или спектакль.
ОтветитьУдалить