среда, 19 декабря 2018 г.

Зрелищные виды искусства

Эстрада — вид зрелищного искусства, в котором короткие концертные номера одного или нескольких артистов (рассказчиков, певцов, куплетистов, танцоров, акробатов, фокусников и др.) составляют целостную программу, рассчитанную, как правило, на массовое восприятие. Эстрада многолика и разнообразна. Разнообразно и зрительское восприятие этого искусства. Для одних эстрада — это выступление песенных и музыкальных коллективов и исполнителей, для других — выступление юмористов, для третьих — клоунада или исполнители современного танца.


Слово "эстрада" (от латинского strata) означает – настил, помост, возвышенность, площадка.
Самое точное определение эстрады как искусства, объединяющего различные жанры, приводится в словаре Д.Н.Ушакова: "Эстрада - это искусство малых форм, область зрелищно-музыкальных представлений на открытой сцене. Её специфика заключается в лёгкой приспособленности к различным условиям публичной демонстрации и кратковременности действия, в художественно-выразительных средствах, искусство, содействующее яркому выявлению творческой индивидуальности исполнителя, в злободневности, острой общественно-политической актуальности затрагиваемых тем, в преобладании элементов юмора, сатиры, публицистики".

Эстрадное искусство своими корнями уходит в далекое прошлое, прослеживаясь в искусстве Древнего Египта и Древней Греции. Хотя эстрада тесно взаимодействует с другими искусствами, такими как, музыка, драматический театр, хореография, литература, кино, цирк, пантомима, она является самостоятельным и специфическим видом искусства. Основой эстрадного искусства является — "Его Величество номер" — как говорил Н. Смирнов-Сокольский1.
Номер - маленький спектакль, одного или нескольких артистов, со своей завязкой, кульминацией и развязкой. Спецификой номера является непосредственное общение артиста с публикой, от своего лица или от персонажа.

Аркадий Райкин. За внешней лёгкостью, весёлостью нередко скрывается серьёзное содержание, и чем талантливее артист, чем выше его мастерство, тем лучше удаётся ему заключить серьёзную мысль в лёгкую форму. Арка́дий Исаа́кович Ра́йкин (11 (24) октября 1911, Рига — 17 декабря 1987, Москва) — советский актёр театра, эстрады, кино, конферансье, театральный режиссёр, юморист.Народный артист СССР (1968). 

В средневековом искусстве бродячих артистов, балаганных театров в Германии, скоморохов на Руси, театра масок в Италии и т.д. уже имело место прямое обращения артиста к зрителям, что позволяло последующему стать непосредственным участником действия. Кратковременность номера (не более 15-20 минут) требует предельной концентрированности выразительных средств, лаконизма, динамики. 

Эстрадные номера классифицируются по признакам на четыре группы:
 - разговорные (или речевые) номера.
Вячеслав Полунин - его Клоун не совсем привычен – без криков и взрывного смеха, без прямого заигрывания со зрителями и натужного «выжимания» улыбок. Полунинский образ немного грустный, трогательный, не всегда раскрывающий все тайны души. Но этим он и нравится публике. В клоунаде очень важно создать свой неповторимый образ, и  это удалось.

- музыкальные, 




- пластико-хореографические, 

Наталья и Олег Кирюшкины в 70-х годах такой замечательный дуэт. Короткометражность предполагает предельную концентрированность выразительных средств. Поэтому на эстраде широко используется гипербола, гротеск, буффонада, эксцентрика: отсюда и яркость, преувеличенность деталей, мгновенность актёрского перевоплощения. (Наталья и Олег Кирюшкины – лауреаты V Всероссийского конкурса артистов эстрады).


- смешанные, "оригинальные" номера.

Цирк.

Цирк (от латинского circus — окружность, круг) — один из самых любимых видов искусства. В основе циркового искусства лежит трюк — сложное для исполнения и эмоционально впечатляющее действие. Совокупность таких действий-трюков в сочетании с музыкой, хореографией, словом, внешним оформлением образует цирковой номер, а их соединение — программу; при наличии сюжетной канвы — цирковой спектакль.

Как и театр, оно возникло из трудовой, обрядовой, военной деятельности людей (см. ст. «Древнейшие формы театральных представлений»). В Европе XI — XVI вв. на ярмарочных площадях увеселяли народ бродячие комедианты. В кругу, образованном зрителями, артисты показывали мастерство акробатики, гимнастики, жонглирования, разыгрывали комические сцены. С XVI в. в Европе получили распространение школы верховой езды — истоки одного из видов будущего цирка — конного.







Клоунский дуэт артистов цирка Юрия Никулина и Михаила Шуйдина. Их дуэт был основан на противоречии характеров образов. Никулин (Юрик) — флегматичный неулыбающийся персонаж, изображающий наивность. Шуйдин, наоборот, предприимчивый и недоверчивый.



Эта династия укротителей тигров ведет свое начало с циркового гимнаста Николая Андреевича Язева (1915–1991) — деда по материнской линии Карины (1973) и Артура Багдасаровых (1978).






Комментариев нет:

Отправить комментарий