Словарь терминов:
Лад — одно из главных понятий русской музыкальнойнауки, центральное понятие в учении о гармонии. Русские музыковеды дают различные определения лада, например. (1937) «логически дифференцированная система объединения тонов на основе их функциональных взаимоотношений» (Ю. Н. Тюлин); (1940-е годы) «организация составляющих данную эпохой систему музыки тонов в их взаимодействии» (Б. В. Асафьев)
Тона́льность (греч. τόνος — напряжение, натяжение; тон) — 1) высотное положение мажорного или минорного лада. В обозначении тональности указывается основной звук - первая ступень соответствующего лада, называемая тоникой.
Ритм в музыке — организация музыки во времени. Ритмическую структуру музыкального сочинения образует последовательность длительностей — звуков и пауз. В письменной традиции музыкальный ритм фиксируют с помощью музыкальной нотации.
Ритм в изобразительном искусстве — это разнообразное повторение или интересное чередование элементов композиции.
Колорит (итальянское colorito, от латинского color — цвет, окраска) , в изобразительном искусстве(преимущественно в живописи) система соотношений цветовых тонов, образующая определенное единство и являющаяся эстетическим претворением красочного многообразия действительности.
Цветовая гамма – это палитра, которая фиксирует диапазон (набор) оттенков и цветов.
Линия — основное орудие графики, но и в живописи она тоже играет очень важную роль. Линия может быть плавной, гибкой, певучей и резкой, энергичной, напористой.
Живописная музыка". Фортепианное творчество Модеста Мусоргского невозможно представить без знаменитого цикла «Картинки с выставки». Смелые, по-настоящему новаторские музыкальные решения были реализованы композитором в данном сочинении. Яркие, сатирические образы, театральность – вот, что характерно для данного цикла.«Картинки с выставки» - это уникальная сюита, сотканная из фортепианных миниатюр. Автор помогает слушателю ощутить себя посетителем выставки Гартмана. Один из лучших друзей композитора - талантливый художник и архитектор Виктор Гартман.
Старый замок. Лирический герой подходит к следующему произведению искусства акварельному рисунку, написанному в Италии. Что он видит: старый средневековый замок, перед которым поет влюбленный трубадур. Печальная мелодия льётся из уст молодого музыканта. Задумчивость, взволнованность и печаль пронизывают музыкальный номер. Постоянно повторяющийся бас позволяет воспроизвести музыку средневековья, тема варьируется, напоминая живое пение. Средняя часть наполнена светом, который вновь сменяется мрачными оттенками. Все постепенно стихает, лишь последняя фраза на фортиссимо, разрушает тишину. Короткая прогулка до следующей картины, позволяет смодулировать в тональность следующего номера в Си мажор.
"Старый замок"
Избушка на курьих ножках или Баба-Яга. Достаточно плавным переходом к праздничному финалу можно считать номер «Избушка на курьих ножках». Сказочность и мифологичность отчётливо проявляются в пьесе. Тональность до мажор обогащена альтерированными ступенями, что добавляет мрачности. Зловещая атмосфера передается при помощи ломанных аккордов, все в образе колдуньи угловатое и фантастическое. Музыка написана в жанре русской народной песни, что определяет фольклорность и близость к национальной культуре. Динамичный номер завершается взлетом. Резко проявляются аккорды финала."Избушка на курьих ножках" (Баба Яга)
«Избушка на курьих ножках» - рисует сказочный образ бабы-яги. Художником изображены часы в форме сказочной избушки. Мусоргский переосмыслил образ. В его музыке воплощена не красивая игрушечная избушка, а ее хозяйка, баба-яга. Вот свистнула она и понеслась в своей ступе ко всем чертям собачьим, погоняя их помелом. От пьесы так и веет былинным размахом, русской удалью. Не даром основная тема этой картинки перекликается с музыкой из сцены под Кромами в опере «Борис Годунов».
"Богатырские ворота"
Богатырские ворота. Первая прозвучавшая тема во многом напоминает мелодию «Прогулки», теперь она звучит еще более гордо и величественно. Музыка наполняет пространство, набирает силу и мощь. Словно богатырь поднимается на защиту Родины. Тема чередуется со строгим церковным распевом, который звучит камерно, душевно и трогательно. Подобные контрасты позволяют выразить богатый эмоциональный спектр. Номер завершается праздничным колокольным звоном.
Модест Мусоргский написал данный цикл произведений для фортепиано, наиболее удачную оркестровку удалось создать знаменитому композитору Морису Равелю. Подбор тембров полностью соответствует образам. Премьера оркестрованного варианта состоялась осенью 1922 года в Париже. После первого же исполнения, забытые «Картинки с выставки» вновь обрели популярность. Многие дирижеры с мировым именем захотели исполнить цикл.
Использование музыки в кинематографе. Многие известные режиссеры активно используют отдельные номера из цикла «Картинки с выставки» Мусоргского. Каждый музыкальный номер имеет ярко-выраженный образ.
Сергей Павлович Дягилев (1872-1929) - знаменитый театральный и художественный деятель России. Являлся критиком и создателем журнала "Мир искусства". Занимался организацией "Русских сезонов" во Франции, а именно в Париже. Сергей Павлович Дягилев открыл для искусства многих известных хореографов. Практически всю жизнь посвятил пропаганде русского балета в Западной Европе. Ирония судьбы в том, что самое популярное произведение "Карнавал животных" Сен-Санса было тем сочинением, которое композитор совершенно не предполагал публиковать. Персонажи, выведенные композитором на этом карнавале, предстают – кроме лебедя – в шутливом, а порой даже в карикатурно-сатирическом виде. Причем в некоторых случаях композитор имел в виду не столько собственно животных, сколько человеческие характеры, которые они олицетворяют.“Лебедь” (единственная пьеса, лишенная элементов иронии и сарказма; с ее прохладной и чистой поэзией, едва тронутой волнением, мало что может сравниться). Это произведение – великолепное торжество лирики.В 1905 году великий русский балетмейстер Михаил Фокин создал балетный номер на музыку “Лебедя” для гениальной русской балерины Анны Павловой. В варианте Фокина–Павловой номер получил название “Умирающий лебедь”. Завораживает красота этого шедевра балетного искусства. Сохранилась видеозапись танца Анны Павловой – единственный кинодокумент, зафиксировавший танец великой балерины.В 1924 году в Голливуде был снят фильм о знаменитой балерине, в котором есть кадры кинохроники, запечатлевшие ее с дивными лебедями. И назывался он “Бессмертный Лебедь”.
«Лебедь» проживает целую жизнь за две с половиной минуты и в последующих редакциях хореографическую зарисовку с драматургией целого балета Фокин назвал «Умирающий лебедь», хотя в финале музыкального произведения Сен-Санса не было трагического конца. Сен-Санс был удивлён такой трактовкой: в его пьесе лебедь не умирает, и музыка написана в мажорной тональности (G-dur).
"Лебедь" (фильм балет 1975). Майя Плисецкая стала исполнять этот номер с шестнадцати лет, хореография С. М. Мессерер.
Задание.
Пирамиды Порт-Котон, бурное море. 1886 | |
Les Pyramides de Port-Coton, mer sauvage | |
Холст, масло. 65 × 81 см | |
ГМИИ имени А. С. Пушкина, Москва |
Эта картина является одной из 39 работ, написанных Клодом Моне на острове Бель-Иль в Бретани (Франция), где он провёл осень 1886 года. Прибыв на остров 12 сентября 1886 г. с намерением провести на нём две недели, Моне, вдохновлённый окружающими пейзажами, провел там больше двух месяцев. Написанные им в этот период картины стали важной вехой в его творчестве, в настоящее время они находятся в собраниях музеев разных стран мира[3]. На картине изображены выходящие из моря скалы причудливой формы расположенные на юго-западе острова.
В 1898 году картина была куплена русским купцом и коллекционером искусства С. И. Щукиным, в собрании которого находилась до 1918 г.
Крупнейшим и значительнейшим сочинением Клода Дебюсси явилось «Море» (1903—1905), носящее подзаголовок «Три симфонических эскиза».
Важную роль в рождении музыки, как всегда, играли живописные ассоциации, и не только с картинами французских импрессионистов, часто вдохновлявшихся морем. Дебюсси восхищался цветными ксилографическими пейзажами японского гравера и рисовальщика конца XVIII — первой половины XIX века Хокусаи, его знаменитая гравюра «Волна» украшала комнату композитора. По желанию Дебюсси копия этой гравюры была помещена на обложке партитуры «Моря».
Комментариев нет:
Отправить комментарий